НОВОСТИ

Живая речь

Литературные разборки #по_первое_число от альманаха «Полынья»

Как сделать речь живой.

Плохой текст спотыкается, хороший — льётся. Добиваемся плавности и естественности.

«Если текст звучит, как написанный, я переписываю его заново», — Элмор Леонард.

10 непрошеных советов для лёгкого повествования.

1. Пишите как говорите

Книжно: Он предпринял попытку осуществить передвижение в направлении выхода

Живо: Он попытался выбраться

Приём: Прочитайте текст вслух — если звучит неестественно, упрощайте.

2. Режьте «воду»

«Каждое предложение должно делать одну из двух вещей: раскрывать характер или продвигать действие», — Курт Воннегут.

Убирайте:

Лишние наречия (очень, действительно);

Штампы (в мгновение ока, кровь стынет в жилах);

Тавтологии (громкий крик, ёмная ночь).

Пример:

Она очень быстро побежала прочь, её сердце бешено колотилось

Она рванула в темноту, сердце — как молот

3. Динамичные глаголы

Слабые глаголы (был, имел, казался) тормозят текст. Заменяйте на действие.

Он был злым →

Он сжал кулаки

У неё был страх →

Её охватил страх

4. Ритм и длина предложений

Чередуйте длинные и короткие фразы:

Дождь хлестал по стёклам. Гром. Она прижалась к стене, стараясь не дышать — где-то скрипнула дверь."*

Правило: После 2-3 длинных предложений — резкий короткий удар.

5. Прямая речь вместо описаний

Он сказал, что зол"*

— Чёрт возьми! — швырнул он стакан.

Совет: В диалогах избегайте сложных «он произнёс», «она воскликнула» — чаще используйте «сказал» или действия:

— Уходи! — гневно воскликнула она"*

— Уходи. — указала на дверью."*

6. Показывайте, а не рассказывайте. Пишите образами.

«Не говори мне, что луна светит, покажи мне, как она блестит на битом стекле», — Антон Чехов

Он испугался

Ладонь его дрожала, когда он нажимал на курок

Приём: Замените абстрактные эмоции на физические реакции (дрожь, пот, учащённое дыхание).

7. Конкретика вместо абстракций

У неё было красивое лицо

Словно кто-то вдохнул жизнь в эскиз Микеланджело

Правило: Читатель должен видеть то, что вы описываете.

8. Избегайте пассивных конструкций

Было принято решение уйти

Они решили уйти

Как проверить:

Ищите в тексте «было», «является», «имеется» — и убивайте.

9. Детали, которые работают

Хорошая деталь:

Характеризует героя: Он чиркал зажигалкой, но так и не закурил;

Создаёт атмосферу:Через улицу вяло мигала неоновая вывеска.

Плохая деталь:

Ничего не добавляет: Он носил синие джинсы"* — если это не важно.

10. Правило «Шерлока»

Вырезайте всё, что не работает на:

Характер героя;

Атмосферу;

Сюжет.

Если фраза не несёт смысла — её нет.

Бонус:

3 упражнения для тренировки:

1. «10 слов» — Опишите сцену, используя не больше 10 слов на предложение.

2. «Без прилагательных» — Напишите абзац, используя только глаголы и существительные.

3. «Чужой голос» — Перескажите свой текст так, как это сделал бы ваш любимый автор.

Хорошая проза — как окно: ты не замечаешь стекла, но видишь пейзаж», — Джордж Оруэлл

Итог:

Живой текст — это не сложные обороты, а ясность + ритм + эмоция.

Пишите смело, режьте безжалостно.