Литературные разборки #по_первое_число от альманаха «Полынья»
Как сделать речь живой.
Плохой текст спотыкается, хороший — льётся. Добиваемся плавности и естественности.
«Если текст звучит, как написанный, я переписываю его заново», — Элмор Леонард.
10 непрошеных советов для лёгкого повествования.
1. Пишите как говорите
Книжно: Он предпринял попытку осуществить передвижение в направлении выхода
Живо: Он попытался выбраться
Приём: Прочитайте текст вслух — если звучит неестественно, упрощайте.
2. Режьте «воду»
«Каждое предложение должно делать одну из двух вещей: раскрывать характер или продвигать действие», — Курт Воннегут.
Убирайте:
Лишние наречия (очень, действительно);
Штампы (в мгновение ока, кровь стынет в жилах);
Тавтологии (громкий крик, ёмная ночь).
Пример:
Она очень быстро побежала прочь, её сердце бешено колотилось
Она рванула в темноту, сердце — как молот
3. Динамичные глаголы
Слабые глаголы (был, имел, казался) тормозят текст. Заменяйте на действие.
Он был злым →
Он сжал кулаки
У неё был страх →
Её охватил страх
4. Ритм и длина предложений
Чередуйте длинные и короткие фразы:
Дождь хлестал по стёклам. Гром. Она прижалась к стене, стараясь не дышать — где-то скрипнула дверь."*
Правило: После 2-3 длинных предложений — резкий короткий удар.
5. Прямая речь вместо описаний
Он сказал, что зол"*
— Чёрт возьми! — швырнул он стакан.
Совет: В диалогах избегайте сложных «он произнёс», «она воскликнула» — чаще используйте «сказал» или действия:
— Уходи! — гневно воскликнула она"*
— Уходи. — указала на дверью."*
6. Показывайте, а не рассказывайте. Пишите образами.
«Не говори мне, что луна светит, покажи мне, как она блестит на битом стекле», — Антон Чехов
Он испугался
Ладонь его дрожала, когда он нажимал на курок
Приём: Замените абстрактные эмоции на физические реакции (дрожь, пот, учащённое дыхание).
7. Конкретика вместо абстракций
У неё было красивое лицо
Словно кто-то вдохнул жизнь в эскиз Микеланджело
Правило: Читатель должен видеть то, что вы описываете.
8. Избегайте пассивных конструкций
Было принято решение уйти
Они решили уйти
Как проверить:
Ищите в тексте «было», «является», «имеется» — и убивайте.
9. Детали, которые работают
Хорошая деталь:
Характеризует героя: Он чиркал зажигалкой, но так и не закурил;
Создаёт атмосферу:Через улицу вяло мигала неоновая вывеска.
Плохая деталь:
Ничего не добавляет: Он носил синие джинсы"* — если это не важно.
10. Правило «Шерлока»
Вырезайте всё, что не работает на:
Характер героя;
Атмосферу;
Сюжет.
Если фраза не несёт смысла — её нет.
Бонус:
3 упражнения для тренировки:
1. «10 слов» — Опишите сцену, используя не больше 10 слов на предложение.
2. «Без прилагательных» — Напишите абзац, используя только глаголы и существительные.
3. «Чужой голос» — Перескажите свой текст так, как это сделал бы ваш любимый автор.
Хорошая проза — как окно: ты не замечаешь стекла, но видишь пейзаж», — Джордж Оруэлл
Итог:
Живой текст — это не сложные обороты, а ясность + ритм + эмоция.
Пишите смело, режьте безжалостно.
Как сделать речь живой.
Плохой текст спотыкается, хороший — льётся. Добиваемся плавности и естественности.
«Если текст звучит, как написанный, я переписываю его заново», — Элмор Леонард.
10 непрошеных советов для лёгкого повествования.
1. Пишите как говорите
Книжно: Он предпринял попытку осуществить передвижение в направлении выхода
Живо: Он попытался выбраться
Приём: Прочитайте текст вслух — если звучит неестественно, упрощайте.
2. Режьте «воду»
«Каждое предложение должно делать одну из двух вещей: раскрывать характер или продвигать действие», — Курт Воннегут.
Убирайте:
Лишние наречия (очень, действительно);
Штампы (в мгновение ока, кровь стынет в жилах);
Тавтологии (громкий крик, ёмная ночь).
Пример:
Она очень быстро побежала прочь, её сердце бешено колотилось
Она рванула в темноту, сердце — как молот
3. Динамичные глаголы
Слабые глаголы (был, имел, казался) тормозят текст. Заменяйте на действие.
Он был злым →
Он сжал кулаки
У неё был страх →
Её охватил страх
4. Ритм и длина предложений
Чередуйте длинные и короткие фразы:
Дождь хлестал по стёклам. Гром. Она прижалась к стене, стараясь не дышать — где-то скрипнула дверь."*
Правило: После 2-3 длинных предложений — резкий короткий удар.
5. Прямая речь вместо описаний
Он сказал, что зол"*
— Чёрт возьми! — швырнул он стакан.
Совет: В диалогах избегайте сложных «он произнёс», «она воскликнула» — чаще используйте «сказал» или действия:
— Уходи! — гневно воскликнула она"*
— Уходи. — указала на дверью."*
6. Показывайте, а не рассказывайте. Пишите образами.
«Не говори мне, что луна светит, покажи мне, как она блестит на битом стекле», — Антон Чехов
Он испугался
Ладонь его дрожала, когда он нажимал на курок
Приём: Замените абстрактные эмоции на физические реакции (дрожь, пот, учащённое дыхание).
7. Конкретика вместо абстракций
У неё было красивое лицо
Словно кто-то вдохнул жизнь в эскиз Микеланджело
Правило: Читатель должен видеть то, что вы описываете.
8. Избегайте пассивных конструкций
Было принято решение уйти
Они решили уйти
Как проверить:
Ищите в тексте «было», «является», «имеется» — и убивайте.
9. Детали, которые работают
Хорошая деталь:
Характеризует героя: Он чиркал зажигалкой, но так и не закурил;
Создаёт атмосферу:Через улицу вяло мигала неоновая вывеска.
Плохая деталь:
Ничего не добавляет: Он носил синие джинсы"* — если это не важно.
10. Правило «Шерлока»
Вырезайте всё, что не работает на:
Характер героя;
Атмосферу;
Сюжет.
Если фраза не несёт смысла — её нет.
Бонус:
3 упражнения для тренировки:
1. «10 слов» — Опишите сцену, используя не больше 10 слов на предложение.
2. «Без прилагательных» — Напишите абзац, используя только глаголы и существительные.
3. «Чужой голос» — Перескажите свой текст так, как это сделал бы ваш любимый автор.
Хорошая проза — как окно: ты не замечаешь стекла, но видишь пейзаж», — Джордж Оруэлл
Итог:
Живой текст — это не сложные обороты, а ясность + ритм + эмоция.
Пишите смело, режьте безжалостно.