НОВОСТИ

Путевой дневник 2023. Обратно Монахиня и куртизанка

Теперь про следующее утро и про неожиданный кусок Лиссабона. Ну не рассчитывали мы провести здесь ещё больше половины дня.

Приехали в аэропорт в девять утра, и тут, глянув в почту на телефоне узнали, что рейс переносится на четыре часа дня, но регистрацию того и гляди начнут: не зря же сидят девушки за стойками. Просто так они целый день сидеть не будут. Регистрацию терпеливая очередь ждала час. Пройдя ее, все отстоявшие получили в качестве извинительного бонуса ваучеры по двадцать евро на поесть. Компенсация за отложенный рейс. Мы быстренько проели свои 40 евро на двоих, для аэропорта это не сумма, и поехали в город. Совсем рядом с аэропортом, километрах в трёх — новый район Кампу Гранде (Большое Поле). От большого поля остался только длинный парк, ещё в тридцатые годы здесь был ипподром, а теперь только трава, деревья, дорожки, университет и ещё что-то подобное.

Но мы сюда не за этим приехали. Нас привлёк дворец Пимента. Небольшое двухэтажное здание с двумя длинными флигелями, образующими внутренний двор плюс собственный парк. Среди окружавших его автострад, современных высоких офисных билдингов, жилых многоэтажек и поднятой над кварталом линии метро дворец этот кажется неуместным, как бабушка из деревни в платке и стареньком пальтишке, вдруг выскочившая на танцпол.

Дворец Пимента (Palasio Pimenta) является одной из пяти частей Музея Лиссабона. В нем представлена экспозиция, повествующая об истории города с доисторических времен до возникновения республики. Название дворец носит по последним хозяевам — семейству Пимента.

Но это не главное. Вот страница из истории дворца, собранная мной из разных источников, в том числе со слов Алберту Чудова, писателя, живущего в Лиссабоне. Я нашла все это в интернете, и решила, что информации вполне достаточно.

Дворец Пимента построен в XVIII веке по приказу короля Португалии Дона Жоау V. Это был один из многих подарков его самой известной любовнице, Матери Пауле ди Одивѐлаш (Paula Teresa da Silva e Almeida), монахине цистерианского монастыря Сан Диниш в Одивелаш.

Вы представляете? Монахиня — королевская любовница. И не какая-то там на пять минут. Может предки влили в ее гибкие жилы свою мятежную кровь? Дедом по отцовской линии был гвардеец-наемник, а по материнской — неаполитанский матрос. Отец-ювелир своих дочерей с младенчества готовил к монашеской стезе, и Паула Тереза вслед за старшей сестрой приняла постриг, едва достигнув шестнадцати лет. А вот младшая из сестричек, Леокадия Фелиция, ухитрилась из монастыря улизнуть и выйти замуж за дворянина.

Монастырь Сан Диниш был местом, куда наезжала столичная знать, да и сам король Дон Жоау. И вот в 1719-ом году во время большого праздника в монастыре он и столкнулся с пленительной монашкой. Праздник, кстати, проводился не в честь какой-нибудь христианской даты. Отнюдь. Гуляния и коррида (Женский монастырь устроил корриду?! Чудны дела твои, Господи!) посвящались замужеству дочери графа Сантьяго.

Не совсем так. Король вовсе не случайно столкнулся с Паулой. Она и до знакомства с Доном Жоау вела не самый непорочный образ жизни. Ее любовником был королевский родственник Франсишку ди Португала, 8-го граф ди Вимиозу, 2-го маркиз ди Валенса. Ну он и подвел красотку к королю — похвастаться. Ну что какой-то там 8-ой граф или даже 2-ой маркиз против Первого Дона Португалии? Паула с легкостью деда-моряка сделала скачок по «постельно-карьерному» трапу. Да-да, именно карьерному: Паула тут же получила должность матери-настоятельницы монастыря.

Отношения короля и монашки развивались стремительно. И как следствие рождались детишки. Первый королевский бастард стал в последствие Великим инквизитором Португалии. Noblesse, как говорят французы, oblige.

Монахиня-фаворитка, несмотря на свой сан, подразумевающий невинность и безбрачие, не скрывала свою связь с венценосной особой, и родила от него несколько детей. Она, и вся ее большая семья жили в роскоши. Влюбленный король осыпал их всевозможными благами. Ему было не жалко, к чему экономия, если на страну льется «золотой дождь» из Бразилии.

В монастыре специально для фаворитки был построен роскошный дом, получивший название «Башня Матери Паулы» (Torre da Madre Paula). Дом, к сожалению, не сохранился до наших дней. Зато в библиотеке муниципалитета Лиссабона нашли анонимный документ с описанием интерьеров башни. Слово «золото», в разных словоформах, там встречается несколько десятков раз. Чего стоит хотя бы заказанная в Англии серебряная ванная, покрытая позолотой.

Такие девушки как звёзды...

Помимо красоты, Мать Паула была высокомерной, острой на язык и обладала сильным характером, который помогал ей переносить дворцовые сплетни и осуждение дворян. Не всех устраивало такое пренебрежение религиозными обязанностями.

Известен случай, когда некие благородные дамы не встали при ее приближении, на что она обронила фразу, со скоростью пожара разошедшуюся по королевскому двору: «Не встает бесплатно тот, кто ложится за деньги».

Связь продолжалась до самой смерти короля Дона Жоау V в 1750 году. Мать Пула вернулась в свой монастырь, где вела пристойный образ жизни в соответствии с возрастом и саном, соблюдала все положенные религиозные формальности, но свои роскошные апартаменты не покинула.

Вот посмотреть, как жила Мать Паула, мы и пошли. Но мало что увидели. Второй этаж закрыт для посетителей. А на первом и в одноэтажных флигелях, в основном, экспозиция из горшков и исторических деятелей. Из интерьеров лишь кухня и часовня. Кухня раза в два больше часовни. Здесь большой очаг, коллекция разнокалиберных латунных тазов, котлы, чайники и огромная раковина, больше смахивающая на сидячую ванну, чтоб это все отмывать. Часовня в обтяжку, видимо предполагалось, что именно здесь Мать Паула сможет, наконец, остаться в одиночестве, наедине со Всевышним.

Во всех комнатах от пола на высоту чуть поболе метра — азулежу, керамическая плитка, расписанная синими рисунками. Бактерицидное покрытие, и влагу от земли не пропускает. Очень правильный подход.

Сад не ухожен, полон странных скульптур и павлинов. Последние загадили все скамейки.